...
Посмотреть изображение в оригинале...
Как всё началось: Перебежчики от феминизма
Термин «права мужчин» впервые появился в американском ежемесячном литературном журнале Putnam’s Magazine в 1856 году. Соответствующие организации возникли позже — в межвоенный период. Целью стала, прежде всего, борьба «с перегибами женской эмансипации». Но вскоре случилась Вторая мировая война, и стало как-то не до защиты прав. По-настоящему угрозу своим правам западные мужчины почувствовали в 1970-х, став свидетелями сексуальной революции и золотой эры феминистского движения. Вышеназванные события не столько фрустрировали, сколько вдохновили пионеров новой идеи — в 1970-м в журнале Liberation вышла статья Джека Соера «О мужском освобождении», в которой автор акцентировал внимание читателей на необходимости пересмотреть навязанные мужчинам патриархальные стереотипы. Спустя считанные месяцы в игру вступил Уоррен Фаррелл, которого многие небезосновательно считают настоящим основателем движения.
Уроженец Квинса ещё в школьные годы обнаружил в себе страсть к активизму — занимал лидерские посты в школьных и студенческих организациях, выбирался в ячейки патриотических клубов, ездил с группой на приём к президенту Линдону Джонсону. В 1966-м Фаррелл получил степень магистра политологии в Нью-Йоркском университете и стал активным участником феминистского движения. Плотно сотрудничая с местной ячейкой «Национальной организации для женщин», Фаррелл сформировал мужскую группу поддержки НОЖ и стал единственным самцом, трижды избиравшимся в Совет директоров организации.
На некоторое время Фаррелл стал идеальным амбассадором феминистского движения — улыбчивый постхиппи-интеллектуал, вовлекающий публику эффектными субверсивными трюками — его «Конкурс мужской красоты» с характерным улюлюканьем женщин-зрительниц и фотографии готовки для жены стали хрестоматийными медийными образами, а сам Фаррелл — частым гостем на радио и телевидении. В 1974 году активист выпустил свою первую книгу «Освобождённый мужчина», вполне лояльную феминизму второй волны, но уже рассматривающую положение современного мужчину через призму виктимности, навязанных стереотипов и объективации со стороны общества.
Мужчины — рабы, на которых катаются хитрые корыстолюбивые женщины, предпочитающие сидеть дома, сосать кровь либо занимать престижные и физически необременительные должности.
Поворотным моментом для Фаррелла стала позиция «Национальной организации для женщин» по бракоразводному процессу — активистки выступили против идеи совместного опекунства разведённых родителей над детьми. Именно тогда Фаррелл почувствовал себя преданным и решил окончательно сосредоточиться на исследовании мужского гендера, впервые осознав феминизм в качестве опасности. Параллельно шёл процесс растворения умеренного, либерально настроенного интеллектуального движения в защиту прав мужчин с академическими статьями и конференциями в новой агрессивной среде, и уже в конце 1970-х консервативно настроенные участники водрузили над брендом «борьба за права мужчин» флаги антифеминизма, а всем несогласным пришлось от него откреститься, зачастую в пользу именно феминистских организаций.
Спустя почти полтора десятилетия, в 1993 году, Уоррен Фаррелл выпустил свою главную, ставшую Библией для тысяч мужезащитников книгу «Миф о мужской силе». К тому моменту в одних только США существовало уже около десятка организаций по защите прав мужчин, тесно связанных с неоконсервативными лоббистами. Но «Миф о мужской силе» качественно обновил ДНК движения. В своей книге Фаррелл оспорил один из столпов феминизма — саму идею того, что на протяжении последних нескольких тысячелетий мужчины узурпировали власть. Фаррелл соглашается с тем, что мужчины заняли место добытчика ресурсов, но отказывается считать эту роль властной — вместе с этим статусом общество насильно навязывает мужчине модель существования, при этом подвергая его большим рискам.
Именно на последнем аспекте теории сосредоточили своё внимание консервативные читатели — мужчин традиционно в обязательном порядке призывают в армию, мужчины составляют подавляющее большинство смертей на производстве, мужчины даже естественной смертью умирают на добрый десяток лет раньше женщин. Пройдёт немного времени, и адепты разовьют эту виктимную теорию Фаррелла до эмоционально однозначного образа: мужчины — рабы, на которых катаются хитрые корыстолюбивые женщины, предпочитающие сидеть дома, сосать кровь либо занимать наиболее престижные и физически необременительные места, например в бюрократическом аппарате. Иные авторы помещают мужчину буквально на место марксовского пролетария, возвращаясь к оппозиции угнетаемых-эксплуататоров.
Основные направления борьбы за права мужчин:
ДЕТИ И БРАК
Борьба за равные права по опеке детей и освобождение от алиментов, а также изменение системы раздела имущества при разводе.
СЕКС И НАСИЛИЕ
Борьба за признание феномена женского домашнего и сексуального насилия, распространение практик по защите и реабилитации жертв на мужчин.
АРМИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Борьба (кое-где уже выигранная) за отмену обязательного военного призыва для мужчин и против стирания маскулинной идентичности в школах.
Как жертва стала агрессором: Manosphere и красные таблетки
На смену взращенному 1960-ми Фарреллу пришли взращенные его же книгами, но совсем по-другому настроенные люди. Именно с прочтения «Мифа о мужской силе» начал превращение дважды разведённый дальнобойщик Пол Элам. В 2009-м Элам создал некоммерческую организацию и информационный сайт «Голос за мужчин», с тех пор став одним из главных шоумейкеров американского интернета. Правозащитник не раз признавался, что в его ситуации добиться общественного внимания можно только отчаянным криком, и, видимо, поэтому не стесняется заявлять, что некоторые женщины идут по жизни с огромной неоновой табличкой «Пожалуйста, изнасилуйте меня», а неправильно себя ведущих подруг следует как следует приложить лицом об стену, а потом заставить прибрать пролитую кровь. В 2011 году во время радиоэфира Элам обещал, что с феминисткой Джессикой Валенти борцы за права мужчин расправятся «как Рон Джереми с накачанной наркотой малышкой».
Валенти тогда обратилась за защитой в ФБР, и, возможно, не зря — её данные к тому моменту попали на дочерний проект «Голоса за мужчин» Register Her — сайта, на который активисты выкладывали всю имеющуюся личную информацию женщин, замеченных в «злодеяниях против мужчин». В 2012 году правозащитная организация SPLC включила «Голос за мужчин» и его дочерние проекты в список «Ненависть и экстремизм». Что, впрочем, не мешает Эламу зарабатывать на своём детище 120 тысяч долларов в год.
При этом «Голос за мужчин» — не единственный и даже далеко не самый популярный сайт для тех, кто сочувствует борьбе за мужские права. Отправным пунктом для любого неофита становится агрегатор Manosphere, во вселенную которого входит несколько десятков специализированных сайтов и блогов. Ссылки c Manosphere могут привести на самые разные материалы — от форума идеологически заряженных на сексуальное доминирование пикаперов до сайта «мужчин, которые идут своим путём» (то есть принципиально избегают половых контактов с женщинами), от блогов для «анархоинтровертов» до блогов для мужчин, выросших без отца. Выбор и сложность тем также высоко вариативны — от «5 шляп, обеспечивающих здоровую сексуальную жизнь» до «Как западная культура стала механизмом сдерживания роста населения Земли». Последнего, конечно, больше — в мужесфере буйным цветом цветут любого рода ресентимент и конспирология — виновниками (-цами?) всех бед объявляют не только женщин, но и, разумеется, чернокожих и гомосексуалов, а католические священники-педофилы вмиг оказываются специально завербованными распространителями СПИДа. За обсуждением защиты прав мужчин не обязательно ходить в Manosphere — соответствующий сабреддит на главном сайте интернета пополняется темами едва ли не ежечасно.
3 книги для начинающего борца за права мужчин:
ОТТО ВЕЙНИНГЕР «Пол и характер»
УОРРЕН ФАРРЕЛЛ «Миф о мужской силе: Мужчины как заменимый пол»
ОЛЕГ НОВОСЁЛОВ «Женщина. Учебник для мужчин»
В российском интернете также есть порталы о защите прав мужчин, хотя и в несопоставимо меньшем количестве. Крупнейшими комьюнити во «ВКонтакте» являются «Мужское движение» и «За права мужчин — за права человека», суммарная аудитория которых составляет около 20 тысяч подписчиков. Основной контент — свежие новости из России, например, о малом количестве мужчин среди школьных учителей, о муже, совершившем самоубийство из-за жены, или чеченце, убившем свою дочь за непристойное поведение.
Все признаки гендерного радикализма налицо — комментаторы интерпретируют любой инфоповод исключительно с позиций групповой идентичности, а популярная словоформа «бабораб» вызывает стойкую ассоциацию с русскоязычными феминистскими комьюнити. Правда, идеология российских адептов борьбы за мужские права (да и их западных коллег) сталкивается с менее характерной для феминизма дилеммой — большая часть активистов и сочувствующих выступает за законодательный возврат к патриархальной семье, но фракция сепаратистов, декларирующих полную невозможность и ненужность семейного сосуществования с женщинами, также достаточно велика.
Александр Лео
активист движения за права мужчин
«Тема взаимоотношений мужчины и женщины меня всегда интересовала. В своё время особенное впечатление на меня произвела книга Юрчука — он пишет, что женщины падки на деньги, корыстны. Мне тогда было 37 лет, меня это зацепило. Я начал ставить какие-то эксперименты и понял, что действительно его идеи подтверждаются на практике. Позже наткнулся на сайт „Мужской альманах“ — там тема была подана уже на другом уровне.
Мужчина думает обо всех, у женщин другая иерархия — они думают в первую очередь о себе, а также о ребёнке, а уже в последнюю очередь о мужчине. В принципе, в религиозной литературе, будь то православие, ислам, иудаизм или буддизм, нормой считается именно патриархальная семья.
Сейчас никакого равноправия, которое в том или ином виде было даже во времена Римской империи, нет — главенство женщины везде, в семье, в социальной, в правовой сферах. Мужчина просто никто. Женщина распоряжается детьми, а дети — основа семьи. Как доминирует женщина? Обустраивает всю среду под себя. Женщины хотят поменьше работать, побольше отдыхать, поменьше рожать. Для материнства достаточно одного ребёнка — поэтому власть женщин приводит к развалу семьи. Как удовлетворить мужчину? Накормить и раздеться. А как удовлетворить женщину — это целый список из 100 пунктов, и ещё с дополнениями. Семья, которая строится на власти женщин, нестабильна.
Поломали брак в 1917-м. Всё перевернули
с ног на голову: «Свободу женщинам!», «Долой кухонное рабство» и всё это. Поломали семью.
Брак-то, он нужен. И для детей (продолжение рода), и сексуальные отношения, и чтобы в старости помогать. Но в таких условиях в него соваться сложно. Трудно найти хороших и порядочных женщин. При таких законах ты не можешь ни рулить, ни руководить — ничего. Каждый месяц одну-две антимужские инициативы принимают. Когда я начинал — пени за просрочку алиментов был 0,1%, а Медведев взял и повысил до 0,5%. Человек не заплатил — заболел, ещё что-нибудь, мало ли. И с такими процентами у него получаются миллионные долги — у него отберут семью и в тюрьму посадят.
Поломали брак в 1917-м. Всё перевернули с ног на голову: „Свободу женщинам!“, „Долой кухонное рабство“ и всё это. Поломали семью. Женщина впереди, а мужчина — так. На Западе такая же ситуация, хотя они к ней шли постепенно, начиная с 1960-х, ползучая революция. Права по кусочкам брали. Во всех европейских странах, в США, в Канаде, в Австралии, во всех этих матриархальных странах — падение рождаемости, старение общества. Дети — ну кто их будет воспитывать? Женщины, они, конечно, их холят, но нужно и мужское воспитание. Перекос в сторону женщины очень серьёзный — она всем руководит.
Интернет для меня — самый простой способ достучаться. Газетам предложи такое — не опубликуют. Есть мужские журналы, но их эта тема тоже не интересует — они шмотки свои рекламируют, красоток в бикини. Тему мужской дискриминации они не поднимают».
За без малого 50 лет своего существования движение за права мужчин прошло путь от шестидесятнической идеи гендерного освобождения к демонстративному патриархальному фундаментализму, став прибежищем для травмированных мужчин, которые остро нуждаются в актуализации самого базового уровня групповой идентичности.
Важнейшие вопросы, которые в своё время подняли ещё пионеры борьбы за права мужчин, — освобождение от бремени социального ярлыка «добытчика» и выравнивание законодательных норм в сфере опеки над детьми — по-настоящему осмысливаются кем угодно, но не их современными последователями. В то время как активисты и популяризаторы «борьбы за права женщин» добились колоссального влияния на медийное пространство и социальное проектирование, их коллеги-оппоненты по гендеру загнали себя в фундаменталистское гетто. Глядя на такое положение дел, трудно отделаться от крамольной мысли: в чём-то защитникам мужских прав всё-таки стоило поучиться у «жриц матриархата».
...
...
...
...
...
...