...
Посмотреть изображение в оригинале...
За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) — русский девиз, распространённый во времена Российской Империи. Традиционно обозначал основные заповеди, которые должен был знать русский офицер, павший на войне: душу — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому[1]. Также появился короткий вариант девиза, распространённый, в основном, в среде казаков — За веру и верность[источник не указан 1538 дней].
Авторство неизвестно (некоторыми приписывается кому-то из рода дворян Юрьевских), но считается, что распространением и популярности его послужило введение в регулярные войска должности полкового священника. В 1812 году девиз «За веру и царя» был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I — Ополченский крест[2]. Девиз геральдически был отражён принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской Империи[3].
Впоследствии девиз стал использоваться повсеместно, включая черносотенские и монархические круги.
Существовала также изменённая версия девиза, предложенная Сергеем Уваровым, министром народного просвещения, она звучала «Православие, самодержавие, народность»[4].
В настоящее время он используется у праворадикальных русских националистов и современных монархистов.
...
«За Веру, Царя и Отечество»: к истории знаменитого воинского девиза
...
«Православие, самодержавие, народность»
Тео́рия официа́льной наро́дности — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I. Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873)
Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года):
Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.
Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность»[2].
Появился как антитезис девизу Великой французской революции Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).
Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Руководствуясь данной теорией, начальник III отделения императорской канцелярии А. Х. Бенкендорф писал, что «прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее же выше всяких представлений».
Материалы, относящиеся к данной теории, публиковала газета «Северная пчела». Триада Уварова являлась идеологическим обоснованием политики Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России. М. П. Погодин называл три основные тезиса концепции «столпостены».
...
Православие, Самодержавие, Народность. Русская идея в уваровской триаде.
...
Триада графа Уварова
...
У России есть только два союзника: ее армия и флот
Слова российского императора Александра 3 Миротворца (1845—1894), в которых он выразил свое внешнеполитическое кредо.
Как пишет в своей «Книге воспоминаний» (1991) великий князь Александр Михайлович (1866—1933), который приходился дядей последнему русскому царю Николаю II, эта фраза часто звучала, когда Александр III собирал своих приближенных: «Во всем свете у нас только два верных союзника, — любил он говорить своим министрам, — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
«Горький опыт XIX века, — пишет там же великий князь Александр Михайлович, — научил Царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии лишь горько об этом сожалеть. Александр I спас Европу от Наполеона I, и следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии. Его .дед Николай I послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 г. и восстановления Габсбургов на венгерском престоле, и в благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, сдержав таким образом слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками.
Французы, англичане, немцы, австрийцы — все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей. У Александра! II не было дружеских чувств в отношении Европы. Всегда готовый принять вызов, Александр III, однако, при каждом удобном случае давал понять, что интересуется только тем, что касалось благосостояния 130 миллионов населения России».
...
цитаты
...
Александр III. Царь-Миротворец
...
Император Александр III.
Царь-Миротворец
...