В сознании обывателя «Домострой» ассоциируется с темным средневековьем, жестокостью и семейным насилием. Определенную роль в формировании такого мнения сыграла пропаганда, в том числе советская. Ее целью являлось создать образ царства тьмы, невежества и самодурства, которым была старая Россия. В подтверждение этих шаблонов противники патриархального уклада семьи приводят цитаты о призывах к применению в отношении своих домочадцев силы, которые присутствуют в этом памятнике русской литературы XVI века. Не зря люди, которые хотят описать жизнь непутевого семейства, где дети и жена пребывают в постоянном страхе из-за побоев отца-хулигана, используют слово-страшилку «Домострой». Упоминания о рукоприкладстве в этой книге есть, однако они, по выражению историка Дмитрия Володихина, лишь частность, маргиналия на полях. В действительности же «Домострой» являлся поистине революционным для своего времени произведением, призывавшим читателя к любви, здравомыслию и заботе о своей семье в суровых реалиях древнего Русского Государства. Рассмотрим основные наставления из «Домостроя», авторство которого приписывают протопопу Сильвестру.
НАУЧИ, ОТЕЦ!
Пожалуй, основной посыл, который проходит через всю книгу, можно сформулировать так: глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел, хозяйства и азам духовной жизни.
Глава семейства обязан обучить своих домочадцев ведению дел—
Вот что говорит по этому поводу автор «Домостроя»: «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь… И жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке… Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор».
ИСПОЛНЯЙ БОЖЬИ ЗАПОВЕДИ
Основа благополучной жизни всех членов семьи по «Домострою» — соблюдение заповедей. В этой части автор книги всего лишь пересказывает основные наставления для всякого христианина из Священного Писания: «Самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получишь».
Основа жизни всех членов семьи — соблюдение заповедей—
КОПИ ПРИДАНОЕ
На протяжении всего повествования читатель «Домостроя» сталкивается с призывами к главе семейства неустанно заботиться о благополучии своих близких, аккуратном ведении хозяйства и быта. Иными словами, отец обязан обеспечить полное материальное обеспечение, и если у него рождается дочь, то с самых малых лет нужно начинать копить приданое для будущей невесты: «Рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток».
Отец обязан обеспечить полное материальное обеспечение—
БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ
«Домострой» настоятельно советует отцам оберегать репутацию своего рода и следить за тем, чтобы ее не подпортили дети. Ни главе семейства, ни его домочадцам в связи с этим не позволяется пьянствовать, блудить, «срамословить», поносить начальство, сплетничать. Если хотя бы один член семьи приобретет славу дурного человека, то темное пятно ляжет на весь род и будущие поколения.
«Домострой» настоятельно советует отцам оберегать репутацию своего рода —
Чтобы сберечь честь смолоду, «Домострой» советует, в частности, быть сдержанным во всем, не засиживаться в гостях, а самому при этом всегда быть гостеприимным и обходительным.
ТАБУ НА БЕЗРАССУДНУЮ АГРЕССИЮ
Неужто, спросите вы, в «Домострое» так ничего и не говорится о телесных наказаниях. Говорится, но применение силы в этой книге сильно ограничивается и описывается как неизбежная необходимость в крайних случаях. При этом само наказание должно происходить без злобы, с искренним желанием принести пользу и наставить домочадца, которого затем нужно обязательно пожалеть. «У добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. — Поясняет автор «Домостроя». — …А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть». Учитывая суровый нрав средневекового русского человека, составитель книги отдельно подчеркивает недопустимость жестокости и причинения вреда здоровью членов семьи.
...
Русские семьи до революции: домострой, много детей, дед да бабка
Сегодня многодетная семья, скорее, исключение, а в дореволюционной России большинство семей были многодетными. Наши бабушки и прабабушки воспитывали, как правило, не менее троих (а то и пятерых) детей. Правда, до взрослого возраста доживали далеко не все. Причин у феномена многодетности было несколько, и пресловутая неспособность к семейному планированию здесь ни при чём.
Экономическая причина многодетности
Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей – будущим своих кормильцев.
Бог дает детей – даст и на детей
В те времена средняя продолжительности жизни была небольшой, а поэтому девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет. Такие ограничения устанавливала с XVIII века «Кормчая книга» - свод церковных правил.
Не стоит преувеличивать религиозные каноны, связанные с рождением детей, но в ту пору считалось, что «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом и руководствовались в русских семьях до революции.
Сыновья и дочери
Если первым ребёнком в семье была дочь, отец относился к ней равнодушно, а дома об этом говорили с сожалением. Разве бабушка прибавит: «ничего, нянька будет». А молодого отца, у которого родилась дочь-первенец, другие мужики на деревне имели право поколотить – «зачем девку родил». Бывало, что перепадало молодому отцу здорово, а он молчал, терпел, а потому, что «так издавна водится».
Основа семейного воспитания – материнство
Сегодня интересно читать «Записки русского крестьянина», в которых уроженец села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столяров рассказывает о роли матери в крестьянской семье. По его словам именно мать решала все бытовые проблемы детей, в том числе и продуктовое планирование и изготовление одежды. Да и авторитета в русских семьях у матери было не меньше, чем у отца.
«Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, - писала в своих мемуарах врач Давыдова. – И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».
Дед да бабка
Не стоит забывать, что родители в крестьянских семьях практически всегда работали. Даже беременная женщина делала всю домашнюю работу – молотила, полола, сажала и капала картошку вплоть до самых родов. «Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка» - писали этнографы того времени.
История Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: «В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая».
Поэтому велика в воспитании детей была роль бабушек и дедушек, которые не только присматривали за детьми, но и передавали им полезные знания. Часто происходило это через сказки, в которых шла речь об опасностях, подстерегающих в лесах и реках. Страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с лет 10 его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.
...
Домострой и подкаблучники
Я ярый приверженец Домостроя. Есть такая Книга, называемая "Домострой". Это такая хорошая штука, понимаешь ли, придуманная нашими предками в XVI веке, которая и делает мужчину Хозяином в доме. И представляет собой сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. К этой замечательной Книге сам протопоп Сильвестр руку приложил.
Посмотрите на картину Андрея Рябушкина и вы сразу определите, кто в доме Хозяин.
А купцы, скажу я вам, люди основательные, деловые, во всём любящие порядок. Для них Домострой и есть семёйный Устав. А без Устава и армия - не армия.
Сама идея Домостроя возникла ещё в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. И получила широкое распространение среди новгородских бояр и купечества, то есть среди "лучших людей".
Сам же протопоп Сильвестр был духовником и сподвижником Ивана Грозного и то ли переписал Книгу, то ли сам был автором "Домостроя" для назидания молодому царю.
Заметим, что А. П. Чехов в 1886 году написал короткий рассказ «Мой Домострой», в котором описал свой обычный день по мотивам «Домостроя».
В этом рассказе писатель объясняет своим домочадцам, что глава дома - он: " Я вас, ракалии, кормлю, пою, наставляю, — говорю я им, — учу вас, тумбы, уму-разуму, а потому вы обязаны уважать меня, почитать, трепетать, восхищаться моими произведениями и не выходить из границ послушания ни на один миллиметр, в противном случае... О, сто чертей и одна ведьма, вы меня знаете! В бараний рог согну! Я покажу вам, где раки зимуют! и т. д."
Если прочитаете этот рассказ Чехова, ещё больше поймёте, какая это замечательная штука "Домострой. Там есть весьма правильные рекомендации и для сегодняшнего дня. Например: "Не чавкати"; "Старейшимъ себѣ честь воздавай и поклонение твори, среднихъ яко братию почитай, маломожных и скорбных любовию привечай, юнейших яко чада люби — всякому созданию Божию не лихъ буди"; "Славы земныя ни в чемъ не желай"; "Всякую скорбь и тесноту з благодарениемъ терпи".
Или вот, весьма ценные указания: "Учити не красти, не блясти, не солгати, не оклеветати, не завидѣти, не обидети, не клепати, чюжаго не прѣтися, не осужатися, не бражничати, не просмѣивати, не помнити зла, не гнѣватися ни на кого".
А вот , что мне больше всего нравится: "Жена добра и страдолюбива и молчалива венецъ есть мужеви своему".
Но есть, есть среди нас, представителей сильного пола, мужчины-подкаблучники. Да редко, кто в этом сознается! По своему опыту семейной жизни скажу, не позволяйте жене садится вам на голову. А не то будет ездить на вас всю жизнь, как та гоголевская ведьма-панночка на философе Хоме.
А, меж тем, многие харизматичные особи отлично себя чувствуют в качестве подкаблучника. А остальные - тихо «сидят под каблуком», радуясь жизни. Умница и красавица, актриса Ольга Дроздова убеждена: многие мужчины сознательно выбирают роль подкаблучника, таким образом, перекладывая на хрупкие женские плечи решения всех сложных проблем. Мол, мальчишки – хитренькие, и так частенько прячутся от жизни. И что самое удивительное, такое явное нарушение принципов "Домостроя" - самая прочная гарантия счастливой семейной жизни. Многие известные люди признаются, что они самые настоящие подкаблучники.
К примеру харизматичный, брутальный и суперпопулярный 53-летний Гарик Сукачев признался в том, что все счастливые мужья – подкаблучники, и лично он так и живет. Известнейший российский кинорежиссер, 60-летний Владимир Хотиненко, все свои встречи со зрителями начинает с эпатажного, на первый взгляд, заявления: «На самом деле я - подкаблучник». И дальше с большой гордостью сообщает, что с Татьяной Яковлевой они вместе уже 17 лет и практически никогда не расстаются.
Но не только российские мужчины принимают статус подкаблучника. 57-летний всемирно известный актер, настоящая звезда Голливуда, Том Хэнкс прекрасно осознает и открыто говорит в интервью: да, он – классический подкаблучник.
И ведь до чего дошло, оказывается, муж-подкаблучник - это и есть светлый идеал практически каждой женщины. А, значит, такой союз будет прочным и счастливым.
Даже сам знаменитый древнегреческий мудрец Сократ, живший почти 2500 лет назад признавался, что он подкаблучник и всем обязан своей ужасно сварливой жене Ксантиппе. Он даже философом по этой причине стал.
Что же касается лично моей персоны, то я могу позволить себе роскошь ругаться с любым начальством, за что не раз был изгоняем с разных работ. Ну а дома, я, приверженец "Домостроя", ... тише воды, ниже травы. Для меня супруга - самый главный начальник, и поэтому я хожу по струнке и веду себя , как шёлковый. И такая моя жизнь длится уже много-много лет, я уже им и счёт потерял.
На жене висит весь дом, я же не знаю никаких забот. Ну разве что 3-4 раза за день выгулять собаку. Так это она меня выгуливает, а не я её. Пойти в магазин и выполнить важное поручение от жены - купить батон. Всё остальное в быту меня не касается. Вы уж сами определите, подкаблучник я или нет.
Да, я царствую в доме, но с правами английской королевы. И это меня устраивает. А если что, то жёнушка может лишить меня своей ласки и оставить без обеда и сладкого.
А чем же я тогда занимаюсь? А вот сижу в Инете и выстукиваю по клавам этот текст.
...
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ