Лайф изучил 170 433 личных аккаунта в социальной сети "ВКонтакте", в которых указано, что владелец страницы — учитель. Выяснилось, что абсолютное большинство педагогов — женщины (86%), причём многие из них уже вышли из бальзаковского возраста.
Учитель среднестатистический, обыкновенный
Марина Анатольевна слушает с утра Земфиру и вздыхает. Она собирается на работу — кажется, тетрадки проверенные взяла, очки тоже.
Как показал анализ Лайфа, большинство российских учителей тоже слушают Земфиру. А ещё группу "Океан Эльзи", классическую музыку, хиты ABBA и Кристины Агилеры.
Говорят, что "Сплин" выбирают те, кто влюбились, а Земфиру — кто свою любовь потерял. Выходит, преподавательницы часто оказываются с разбитыми сердцами... Или, может, им нравится, как рок-певица исполняет стихи Есенина под музыку?
...И всю ночь напролёт до зари,
я читаю стихи проституткам
и с бандюгами жарю спирт...
В любом случае это "отголоски" их внутреннего мира. Считайте: "символизм и немного классики".
Чаще всего у доски в российской школе оказывается 42-летняя учительница, которая, несмотря на внешнюю строгость, остаётся Женщиной. Она мечтает похудеть, найти эликсир молодости и преуспеть по дому.
Среднестатистическая преподавательница (как бы грустно это ни звучало) наверняка спешит с работы домой, чтобы успеть сделать за полчаса простой без изысков ужин для мужа и детей, затем убраться и найти немного времени для себя.
Перед сном она предпочитает читать или заниматься рукоделием: вышивка или вязание? Неважно. Это успокаивает. А уже лёжа в постели можно помечтать: какие цветы посадить летом на даче, какую мебель обновить и как переставить всё так, чтобы получился интерьер "как в телепередаче".
Об этом говорят "интересы" педагогов в социальной сети и паблики, на которые большинство из них подписано — это "0% жирности", "Квартирный вопрос", "Быстрые рецепты/обеды за 30 минут", "B e a u t é | Красота. Искусство. Вдохновение", "Стихи. Проза. Сказки".
...
Посмотреть изображение в оригинале...
Как закалялась сталь. Пробуждение женщины
Большинство российских учителей уже немолоды. Им от 41 года до 60 лет (32%). Меньше всего преподавателей на пенсии (старше 61 года) и подрабатывающих старшеклассников (до 18 лет).
В соцсети "ВКонтакте" учителя указывают свои интересы, однако в информационный век лучше всего о нас говорят не наши слова и даже не наши знакомые, а молчаливые подписки на паблики. Это ведь отражение не просто наших воззрений, но и... потаённых желаний.
Сообщества в социальных сетях наглядно продемонстрировали Лайфу, чем живут учителя и какими бы хотели себя видеть.
С 18 и до 60 лет преподавательницы интересуются вопросами похудения, и тут речь не просто о подборе правильной диеты. Здесь всё серьезно: учительницы хотят "экстремального похудения". Одними из самых популярных пабликов у педагогов являются группы "0% жирности" и "40 кг". В обеих группах женщины во что бы то ни стало пытаются похудеть — предлагают разные варианты диет, фотографируются "до" и "после", плачутся друг другу и пытаются мотивировать себя и других к тренировкам в спортзале.
И кажется, всё банально. Как у всех. Учительницы худеют, стараются научиться готовить (кулинарные паблики), выглядеть не хуже своей одноклассницы ("Салон красоты", Beauty), найти свою любовь и выйти замуж ("Психология отношений", Just love, "Три метра над уровнем неба"), выбрать хорошее кино на вечер ("Киномания", например), а с возрастом — стать хорошими матерями ("Продвинутые мамы", "Молодая мама" и т.д.).
Однако у каждого возраста есть свои особые вкусы, и иногда, как говорит небезызвестный мистер Грей, они "весьма специфичны".
К примеру, до 25 лет учителя хотят поделиться своими курьёзами в сообществах "Палата № 6" (ну очень похожем на знаменитое "Подслушано", только смешнее), а уже ближе к 30 годам шутить хочется всё меньше. Учителя хотят узнать жизнь лучше, выслушав анонимные истории в "Подслушано", а шутки для всех превращаются в чёрный юмор ("Корпорация зла").
И, теряя романтический настрой, педагоги раскрепощаются сексуально. В топ интересных пабликов для учителей от 25 до 30 лет попала группа "Трахни нормальность". Последнему паблику, без сомнений, можно ставить возрастной ценз "18+": на стене группы публикуются пошлые шутки и эротические фотографии с недвусмысленными подписями.
Но, несмотря на это, уж к сорока-то годам большинство учителей создают семьи — они уже умеют готовить, немного подрастили детей и... решились, судя по социальной сети, на ремонт. На первое место по популярности у учителей "постбальзаковского" возраста выходит паблик "Квартирный вопрос".
Паблики для чародейки и сексуальная охота — от 60 лет
Только самые мудрые наставницы имеют в подписках группы, посвящённые "запретным" искусствам. В том числе: магазин магии "Ведьмино счастье" (в котором можно купить заговорные свечи, руны, сушёные травы, алтари и жезлы и т.д. — Прим. Лайфа), "Мандрагора" (посвящён парапсихологии, магии), "Чёрный вереск" (магазин украшений и рун из камня).
И в один ряд с "классической" магией зрелые женщины (для кого-то бабушки) ставят волшебство женской красоты. Среди педагогов от 60 есть поклонницы "королевы бурлеска" Диты фон Тиз, прославившейся искусством раздевания и замужеством за Мэрилином Мэнсоном.
Говорят, что в старости уже не стыдно плакать, да и вообще уже стыдиться нечего. В 15 лет "популярная" девочка — проститутка, в 25 — гулящая, а после 40 лет — роковая. Не правда ли? Только преподавательницы за шестьдесят были замечены Лайфом в пабликах "Нимфоманки 18+".
А ведь последний даст по откровенности фору популярному у более молодых преподавателей сообществу "Трахни нормальность". Групп, посвящённых нимфоманкам (женщинам с повышенной возбудимостью и с безудержным желанием секса), во "ВКонтакте" много — все они так или иначе пестрят фотографиями для взрослых (речь не только об эротике), часть которых сопровождаются неприличными предложениями.
Театралы и бойцы. Москва vs. Питер
В крупнейших городах России — в их числе Новгород, Екатеринбург, Казань — увлечения молодых учителей практически одинаковы, чего не сказать о пожилых педагогах двух столиц. Как бы современный Санкт-Петербург ни обвиняли в раскрепощённости нравов, его горожане старшего поколения отличаются от москвичей, и прежде всего своими интересами.
Так, например, педагоги 60+ из Северной столицы следят во "ВКонтакте" за новостями искусства (паблики "Михайловский театр", "Театр балета Бориса Эйфмана", "Театр юношеского творчества") и вспоминают классику с сообществом "Русская литература — вышивка словесами".
Московские же учителя на пенсии вне зависимости от пола параллельно с изучением истории ("Российская империя: все факты и история") погружаются в мир Гарри Поттера с помощью паблика "Expelliarmus | Harry Potter | Гарри Поттер", чёрно шутят ("Империя зла" и "Злой гений") и рассматривают варианты татуировок ("Архив эскизов для тату").
Мужчины "за 60" (только московские) также сразу в нескольких пабликах следят за новостями смешанных единоборств (или ММА). Их единогласный кумир — чемпион Конор Макгрегор.
Музыкальные причуды. Билан — для мальчиков, Тимати — для девочек
Большинство учителей вне зависимости от возраста больше всего любят классическую музыку, и, если до 30 лет в ней педагоги не разбираются (слушают всё подряд), то на четвёртом десятке они определяются в своих вкусах: это Иоганн Бах, Пётр Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Однако у каждого возраста есть свои особые музыкальные предпочтения. Так, например, несовершеннолетние мальчики, пробующие себя в учительстве, также часто слушают Диму Билана, "Триаду", Centr и Джастина Бибера. Школьницы — будущие педагоги, в свою очередь, предпочитают песни бельгийской певицы Кейт Райан, группу "Кукрыниксы" и рэпера Oxxymiron.
Преподавательницы-студентки (от 18 до 25 лет) кроме бессмертных творений также выделяют творчество Рианны, Тимати, "Касты", британской группы Black Sabbath, а молодые люди того же возраста часто слушают Лану Дель Рей, Basto, Dj Грува и L'one.
Молодые специалисты (мужчины) от 25 до 30 лет выбирают Nickelback, Адриано Челентано, Селену Гомез и The Killers, а женщины-учителя — Black Attack, 50 Сеnt и "Вирус".
Преподаватели, разменявшие четвёртый десяток, добавляют в "музыкальный борщ" Анну Седакову, Скриптонита, "Виагру", Владимира Высоцкого и Еву Симонс.
После сорока у педагогов в топ хит-парада выходят треки Алана Уолкера, Бьянки, Веры Брежневой и джазовые композиции.
И только к учителям старше 60 в плей-листы попадают наивно-банальные песни Юлианы Карауловой и Макса Коржа.
При этом нельзя не отметить, что больше всего поклонников творчества российских рэперов (Oxxymiron, Скриптонит и "Каста") среди преподавателей от 60 и выше. И тут вполне логичный вопрос: это тексты "за душу" или "флешбек" к нимфомании?
"Я ненавижу 1 сентября". Учительская исповедь
"День знаний" преподносится как настоящий праздник, как для преподавателей, так и для учащихся. Но, откровенно говоря, это далеко не так. За букетами и учебниками иногда скрывается комплекс страданий. Учитель начальной школы рассказал Лайфу, почему он ненавидит главный осенний праздник.
Последние лет 10 мне не хочется идти в школу: собираться с мыслями, придумывать, как разнообразить учебный процесс... Дети стали быстрей перегорать — их не увлечь интересной историей, их не вдохновляет хорошая оценка. Может, я не так рассказываю? Или отстала?
Я ненавижу первое сентября, но я никогда не думала, что так скажу. Я уже не смотрю на десятки детей как на "прекрасное будущее" или своих детей. Дети не могут (если они мои) быть такими равнодушными. Хотя, конечно, не все. Наверное, потому у меня есть "любимчики"... Только они спасают мою работу горящими глазами — ради них и хожу.
Первого сентября нужно встать ещё раньше обычного (я встаю в 7:00), а потом ещё кучу времени, часто под дождём, стоять вместе с детьми. Иногда совсем новыми для меня. Конечно, каждый ребёнок — чудо, но, когда чудес слишком много, у меня начинает раскалываться голова. А нужно улыбаться. Я как на сцене маленького театра, о котором никто не знает, но в котором за малейшую ошибку могут уволить.
В первый раз дети счастливы, но уже к концу первой учебной недели большинство из них разочаруется. И я это знаю. Знаю, что праздник закончится, а они, шестилетние малыши, об этом ещё не знают.
Некоторые из них уже в День знаний чувствуют подвох и начинают жаловаться. Расспрашивать меня о том, как будет проходить обучение: "А уроки будут каждый день?", "А вы будете меня любить?", "А можно не ходить на занятия, если грустно или нет настроения?" А что я? С улыбкой пытаюсь уверить детей, что "нам будет хорошо вместе", "вам понравится учиться" и "знания делают нас лучше". А разве Шопенгауэр так говорил?
Некоторые первоклашки начинают плакать ещё 1 сентября: от усталости (даже такое бывает), от зависти (у этой девочки лучше юбка) и от обиды (сидеть ещё 11 лет). А я должна успокоить. Всегда ли просто утихомирить малыша, даже своего? А начальная школа — это ребята, которые всю их маленькую жизнь только были с мамой, спали и ели вместе с ней, рассказывали только ей, папе и бабушке о переживаниях... суть которых чаще всего связана с голодом, игрушками. А тут школа — и чужая я.
Десятки букетов стоят у меня в вёдрах каждый год. Пара букетов — на рабочем месте, остальные пытаюсь увезти. А тяжести какие! Хорошо, отдать кому-то можно. Красивее — себе, попроще — соседям или коллегам в школе (у кого мало или у кого нет — работницы столовых, например).
Первое сентября — праздник отнятия ребёнка от матери, праздник — прощание с действительно беззаботным детством. Это как олимпийский мишка, глядя на которого, все плачут, но всё же отпускают.
...
В России молодые педагоги учат по старинке
Российские молодые учителя из-за плохой подготовки в институте боятся осваивать современные методики преподавания, что отражается на качестве образования их учеников.
Какой учитель лучше – молодой выпускник пединститута, горящий желанием учить детей по-новому, или опытный, преподающий по старинке? Многие родители хотят, чтобы их ребенок обучался у молодого учителя, применяющего современные педагогические технологии, однако, как это ни парадоксально, в российских школах дело обстоит ровно наоборот – молодые учителя учат по-старому, а их старшие коллеги активно осваивают новые методики.
Об этом рассказали в своей статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России»
...
специалисты из Высшей школы экономики Марина Пинская, Алена Пономарева и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.
Авторы статьи опросили учителей 200 российских школ, причем в каждой из них были опрошены по 20 учителей и директор, итого свыше 4 тысяч респондентов. При сравнении двух возрастных групп учителей – молодой (до 29 лет) и зрелой (40-59 лет) – оказалось, что опытные учителя гораздо чаще молодых используют современные методы преподавания – установку на активное обучение (когда дети сами находят решение задач), применение учениками информационных технологий для работы в классе и дома, обучение детей самостоятельному анализу своих достижений.
Причины того, что молодые педагоги недостаточно владеют современными формами обучения, лежат в архаичности системы профессиональной подготовки учителей в России, пришли к выводу авторы статьи. За последние три десятка лет программа обучения учителей в стране почти не изменилась. В ней слишком много теории, а на рабочем месте начинающий педагог не всегда может доучиться, он просто не успевает осваивать современные методики преподавания. В итоге уроки молодыми преподавателями ведутся по старинке, что мешает их ученикам достичь большего, получить максимум знаний, умений и навыков. При этом за рубежом дело обстоит по-иному – обучение прямо в школе стало ядром программ подготовки педагогов, что помогает им на практике осваивать все инновации.
...